+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Семейное и наследственное право древнего вавилона

Семейное и наследственное право древнего вавилона

Семейное и наследственное право древнего вавилона

Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 02.01.2019 Размер файла 916,9 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Введение 1.

Билет 27. Семейное и наследственное право.

Община в Древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи»

2.

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи Общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовыми документами.

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами.Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» — «человек».

Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурапи лишь в одной из статей различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка (ст.

202 «Законов Хаммурапи»)

Шпаргалка по Истории государства и права зарубежных стран (2)

9) Право собственности и обязательственное право в Древнем Вавилоне Право собственности В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. Имущество Илку было изъято из оборота.

В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.

Обязательственное право Обязательственное право знает: а) договорные обязательства; б) обязательства

Брачно-семейное и наследственное право

Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Семейное право в древности было сурово.

Сохранились, независимо от кодекса Хамурапи, следующие так называемые сумерийские семейные законы:

  1. а) «если (приемный) сын скажет своему отцу: «ты мне не отец» — да будет заклеймен, обращен в рабы и продан»;
  2. г) «если мать скажет приемному сыну «ты мне не сын» — да уйдет она (мать) из дому и его обстановки». «Если жена скажет мужу: «ты мне не муж» (т.е. захочет разводиться), — да ввергнут ее в реку». «Если муж скажет «ты мне нежена», — то должен заплатить полмины серебра».
  3. б) «Если (приемный) сын скажет своей матери: «ты мне не мать» — да будет заклеймен и выгнан на улицу;
  4. в) «если отец скажет (приемному) сыну: «ты мне не сын», — да оставит он (отец) дом и двор»;

В кодексе Хаммурапи семейное право уже несколько смягчено. Брак заключается

Советник

Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права.

Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений. Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены.

Супруги должны

Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи

Первым вопросом в работе предложено рассмотреть брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи. Законность брака в Вавилоне, как и везде, определялась по соблюдению определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п.

128)1 Кузищин В. И. История Древнего Востока. Тексты и документы; Учебное пособие — М: Высшая школа 2002 С191 :

«Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена»

. Брачному обряду предшествовало заключение определенного соглашения между женихом или его отцом и отцом невесты.

Это были своеобразное обручение. При этом жених вручал семье девушки определенную сумму денег — тирхату и брачный подарок самой новобрачной или её семье — библу (ст.

Брачно семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Университет Натальи Нестеровой РЕФЕРАТ На ТЕМУ:брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи Выполнил: Проверил: Бийск 2006 Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи и на сегодняшний день, не потеряло своей актуальности.

Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство — тем совершеннее и законы.

Изучая вавилонский кодекс можно

Брачно-семейные отношения

Немало внимания в законах Хаммурапи уделяется семейным отношениям, которые носили патриархальный характер. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей.

Он считался законным после заключения письменного договора между женихом, или его отцом, и отцом невесты, причем первый дает взнос и подарки, а последний дает дочери приданное История Древнего Вавилона. Б. А. Тураев — Минск, 2000, стр. 106. Брак без контракта не признается законным (ст.

128). Взнос и подарки теряются женихом в случае отказа с его стороны, но возвращаются вдвойне — в случае отказа отца невесты; возвращаются они и в случае смерти бездетной жены (ст.

Источник: http://zem-vopros.ru/semejnoe-i-nasledstvennoe-pravo-drevnego-vavilona-31956/

Семейное и наследственное право по Законнику Хаммурапи

Следовательно, и тирхату, и библу выступали не как плата за товар, то есть девушку, как это было у многих древних народов, а как своеобразная гарантия заключения брака. Допускали брак свободного с рабыней (ст.

170). Детей от такого брака считали свободными, так же как от брака свободной с рабом (царским или мушкенума). Однако в последнем случае в случае смерти мужчины – раба половина его имущества переходила к его хозяину и только вторую его половину наследовали жена и дети.

При бракосочетании отец давал дочери приданое – шерикту.

Шерикту выдавали дочери и при посвящении ее в жрицы. Получив приданое, дочь уже не могла наследовать родительское имущество после их смерти (ст.

183). Шерикту становилось собственностью дочери, однако после бракосочетания переходило в пользование мужа, а после смерти жены – к ее детям.

История государства и права

Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа.

Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Если же жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало.

При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.

Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства.

Брачно-семейное и наследственное право в Древневавилонском царстве (по законам Хаммурапи)

Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, занимать некоторые должности в общественном управлении.

Но это не делало ее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для нее закрыт или был как редкое исключение. Речь могла идти всего лишь о ее службе в храмах.

В семейной жизни женщина в значительной мере была подчинена мужу.

Будущего мужа выбирал ей отец. Он давал ей приданое, а жених должен был уплатить за невесту выкуп, который оставляли у ее отца. После этого заключался письменный брачный договор, в противном случае брак считался недействительным.

Из дошедших до нас текстов брачных договоров видно, что муж и жена имели разные права и обязанности.

Для жены было исключительно трудно добиться развода.

Она могла добиться развода, если докажет прелюбодеяние мужа или его дурное обращение с ней.

Если же ее обвинения

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.